«Книга художника» В наше время полиграфического бума и появления разных форм представления информации развитие «книги художника» (artist's book, авторской книги, как ее еще называют) на первый взгляд кажется неожиданным. Тем не менее, это процесс закономерный, протекающий в двух направлениях: классической книги и трансформирующейся, выходящей за рамки собственно книги в традиционном ее понимании. К первому относятся книги классической формы, ко второму - книги-объекты, книги-перформансы и мэйл-арт книги. Художники, работающие над созданием книги классической формы, например, Виктор Гоппе, используют «немассовые» способы печати: шелкографию, литографию, высокую печать. В книгах-объектах, например, геометрических книгах, книжная форма становится скорее фоном самого объекта. Книги-перформансы превращаются в своеобразный спектакль. Так, художники Михаил Погарский, Андрей Суздалев и Ольга Хан создали двухметровую книгу «Изнанка вдохновений», выполнив пять ее страниц из целлофана. Для прочтения книгу приходится каждый раз собирать заново. Художники, создающие мэйл-арт книги, рассылают подписчикам страницы в виде писем по обычной почте. Самый известный мэйл-арт проект осуществил Александр Кузькин, издав «Страдания юного Вертера». Развивается направление, использующее как дополнение к «книгам художника» диски с песнями и видеоролики, логически продолжающие саму книгу. Все направления artist's book находят свою нишу в современном книжном искусстве, однако искусствоведы, художники и коллекционеры нередко поднимают вопрос: можно ли считать книгой ее авангардные трансформации? Ответ на этот вопрос мы и попытались узнать, обратившись к искусствоведу Юрию Герчуку, художникам Виктору Гоппе и Михаилу Погарскому и коллекционеру Михаилу Алшибая. Мнение искусствоведа. Юрий Герчук - Юрий Яковлевич, бытует мнение, что Гутенберг сделал страшное дело, растиражировав книгу. Как Вы считаете, есть место рукотворным книгам в книжном искусстве? - Место рукописным книгам есть всегда. «Книга художника» - развитое направление современного искусства, отчасти авангардное. На сентябрьской выставке в ГЦСИ было представлено наиболее авангардное крыло. Есть и более традиционные решения, но, во всяком случае, это - желание заниматься индивидуальным творчеством; книгой, не имеющей никаких ограничений, не связанной тиражом, редакцией; книгой, которую человек может сделать как самостоятельное произведение искусства в книжной форме, которая очень богата и дает массу возможностей, неожиданностей. Вот этими неожиданностями люди и увлекаются. Рукодельная книга не всегда рукодельна. Она может быть сделана с помощью компьютера, литографским способом. Есть самые различные способы. Смысл даже не в тираже - он может быть небольшой, до 50 экземпляров - это еще вполне авторская книга. Даже бывает больше. Важно, что это самовыражение художника в форме книги. Она может быть с авторским тестом, с авторскими рисунками или с использованием известных произведений, но по-новому скомпонованных, соотнесенных. Просто artist's book - экспериментальная область, очень обширная, она служит и печатной книге, которая может отсюда кое-что почерпнуть. - Как Вы считаете, artist's book сейчас переживает расцвет после долгих лет забвения? - Да. Один из энтузиастов artist's book, художник Леонид Тишков, однажды готовил выставку таких книг, делал к ней каталог и спросил меня: «Есть ли книги 30-х годов, которые можно было бы поставить в этот ряд?» Я подумал, подумал и ничего не смог вспомнить: не было, не делали. В то же время знаменитые поэтические книжки футуристов были типичными образцами рукописной, даже рукодельной книги, и очень многое дали книжному искусству XX века, вполне профессиональному и издательскому. А тиражи были - экземпляров 200. Но есть проблема: с одной стороны, полная свобода, с другой стороны, если это книга, то вроде должна быть книгой, а многие «книги художника» выходят за ее границы. И что называть книгой - первый вопрос, который возникает. Мне нравятся вещи, сделанные в более строгой, книжной форме, тем не менее, бывают просто остроумные работы. Когда папиросный коробок становится формой для стихотворения, посвященного курению. - То есть книга уже трансформируется? - Когда она пытается выйти в сферу современного искусства, это вообще разрушает все привычные формы, и она сама разрушается как книга. Хотя вещи интересные бывают, как, например, игры с геометрическими формами, объемами. Книга-пирамида - очень остроумное решение, хотя книга ли это - вопрос спорный. - Как Вы считаете, можно ли удержаться на этой грани? - Некоторым удается. Слово художников. Виктор Гоппе - Виктор Николаевич, начинает ли книга трансформироваться в нечто, не похожее на книгу? И что вообще называют книгой в современном понимании, авторском? - Понятие «книги художника», к сожалению, трансформируется. Книга - все-таки документ, источник информации, какой бы ни был - визуальный или текстовый, но книга - объект, предмет. Я не говорю, что каждая должна быть произведением искусства, но любая должна в каком-то своем ближайшем развитии иметь владельца. Однако сегодня трансформация рукотворной книги в некий авангардный носитель информации не позволяет каждой книге иметь владельца. Это зависит не от материальных, а от эстетических соображений. Есть книги, которые просто не укладываются в традиционные рамки, то есть затея художника настолько не оформлена, что он не может сам, без дополнительной помощи или с помощью каких-то своих индивидуальных средств и орудий производства довести книгу до того уровня, который, может быть, ему рисовался. Поэтому лично у меня остается очень досадное впечатление от того, что происходит сейчас с авторской книгой. - Должно ли в книге оставаться нечто традиционное, то, что всегда является ее атрибутами - страницы, переплет, иллюстрации? Экспериментировать можно только с этими элементами, иначе это будет уже не совсем книга, а просто носитель информации, как любой CD-ROM? - Да, именно так. Книга станет всего лишь носителем. Сейчас модно прибегать к видео-инсталляциям, тем не менее, они остаются вспомогательным материалом, который может «работать» только в совокупности с чем-то оригинальным - будь то пластмасса, металл, дерево, бумага. Но все равно информация должна быть фиксирована, то есть должна существовать сегодня и завтра. В отношении рукотворной книги я, конечно, не традиционалист и приветствую эксперимент. Я видел совершенно разные материалы, с помощью которых создавались и создаются авторские работы, но человек, который берет материал нетрадиционный, обязан быть виртуозом. Он должен показать этот материал так, чтобы максимально извлечь из него все возможное, и дать возможность наполниться, насытиться и зрителю-владельцу. Если этого не происходит, книги напоминают студенческие работы. - Авторская книга - Ваше увлечение? - Это уже давно стало профессией. - Какой для Вас был самый интересный проект в последнее время? - Четыре книги, сделанные с Всеволодом Некрасовым из группы «Лианозово». Все они любопытны по концепции. Бывают книги, требующие прямого иллюстрирования, но, скажем, в издании И. Холина «В больницах» (тираж 40 экз.) я работал именно как конструктор книги. Недавно был закончен издательский проект с питерским поэтом А. Кушнером, состоящий из трех книг. Сейчас в работе уникальное издание «Заповеди» (авторы В. Умнов и О. Кулик). Здесь сталкиваются изречения современных мыслителей: два интеллекта, не сговариваясь, излагают удивительные по полноте и абсурдности фразы на тему взаимоотношений человека и животного. Михаил Погарский - Михаил Валентинович, книги-объекты и книги-перформансы - своеобразные трансформации книг. Не становится ли трансформированная книга всего лишь носителем информации, как тот же CD-ROM, утрачивая черты собственно книги? - «Книга художника», будь то объект, перформанс, инсталляция или собственно классическая книга, всегда «бунтует» против того, чтобы быть просто носителем информации. Она всегда апеллирует к целому комплексу чувств зрителя. В первую очередь и почти всегда главенствует визуальный ряд, но в «книге художника» также очень важны тактильные ощущения (шероховатость бумаги, выступающие неровности коллажей, ассамбляжей или просто мазков краски), очень часто мастера artist's book, вкрапляют музыкальные и шумовые штрихи в свою работу. А иногда и обоняние включается в художественный ряд. Например, недавно я сделал книгу-шутку «Лыко в строку», в которой строка была напечатана на самом настоящем лыке. Так вот запах липового лыка дает чуть ли не половину всех ощущений! - Как Вы думаете, книги-трансформации в настоящее время более актуальны в искусстве artist's book, чем книги классической формы? - Мне не хотелось бы говорить об актуальности в искусстве. На самом деле я бы пожелал любому художнику думать об актуальности в самую последнюю очередь. Для меня каждый творческий порыв, новая идея диктует свою собственную форму выражения, это может быть многокилометровая лэнд-арт акция или крохотная книжная миниатюра. И каждый раз, включаясь в воплощение промелькнувшего где-то на периферии сознания замысла, я не знаю, что из этого в конечном итоге получится. Настоящее творчество - это всегда инструмент познания и самораскрытия, и здесь любые мысли об актуальности и востребованности могут стать веригами, сковавшими творческий полет. Взгляд коллекционера. Михаил Алшибая - Михаил Михайлович, на Ваш взгляд, чем привлекательны для коллекционера «книги художника»? - Да, конечно же, в первую очередь, малыми тиражами. Ведь коллекционеры - это такие больные люди: ищут редкости. Типичнейший пример - филателисты. Для них самое ценное - перевернутая надпечатка или какая-нибудь ошибка в тексте, из-за которой почти весь тираж был уничтожен. Подделки недорогих марок могут стоить на порядок или два дороже настоящих. Вот такая парадоксальная логика. Второе - художественные достоинства, то есть гармоничное сочетание материала (бумаги, обложки), печати, иллюстраций. Для меня лично artist's book привлекателен тем, что он как бы напоминает, что книга умерла. А напоминание о смерти (пусть даже книги), с моей точки зрения, - главное качество, главное свойство настоящего произведения искусства. В рукодельной книге есть нечто метафизическое. Зачем ее сделали? Чтобы читать? Но ее ведь даже нельзя давать в руки. Она должна под стеклом лежать. Все эти тексты, если кому-то они интересны, можно издать обычным способом и читать себе на здоровье. Прочел - бросил на полку или в мусорный ящик. - Есть ли в Вашей коллекции «книги художника»? Какие Вам нравятся? - В моей коллекции довольно много «книг художника», но в основном, - это книги Виктора Гоппе, хотя есть и другие авторы. Я очень ценю Леню Тишкова, Михаила Карасика. Гоппе, мне кажется, многого достиг и сделал очень удачные издания, особенно мне нравятся книги Холина в его исполнении. Между прочим, первые рукотворные книги в 1960-е годы делал Генрих Худяков. Они просто были отпечатаны на пишущей машинке. Правда, рукотворная книга имеет давнюю традицию. В начале века она была популярна (Алексей Крученых) и до Гутенберга тоже. - Как Вы считаете, перспективно ли авангардное направление в искусстве artist's book? И если да, то не случится ли, что книга как таковая изменится до неузнаваемости? - Книга умерла. Artist's book - попытка воскресить или реанимировать книгу, а заодно найти нечто новое в этом понятии. Книга для меня - не только и даже не столько содержание или художественные достоинства текста, сколько сама по себе форма: книгу приятно держать в руках, тактильные ощущения от страниц, переплета, глубины печати (если это высокая печать) - самое, может быть, важное, что дает нам книга. Вот на этом непосредственном ощущении от книги и делают акцент художники artist's book. Содержание совершенно неважно: чем оно более бессмысленно - тем лучше. Важно другое - малый тираж, рукодельные примочки, иллюстрации и так далее. Перспективна ли рукотворная книга? Я вообще не люблю говорить о перспективе. Что мы можем предсказать в будущем? И в каком смысле перспективна -- дорого ли будет стоить? То, что artist's book не заменит книгу - это ясно! Заменять нечего. Книга умерла... Вот такие мысли... Мы оставляем читателям возможность самим решить: должна ли книга представать только в классической форме, остаются ли книгами книги-объекты или перформансы и умерла ли книга вообще. На наш взгляд, «книга художника» - это полет фантазии и удивительное творчество талантливых, влюбленных в Книгу людей, и любые направления этого жанра по-своему интересны и многогранны. Е. Гоголева
|